год: 2008
страна: США
слоган: «Восемь свидетелей. Восемь версий. Правда всего одна.»
режиссер: Пит Трэвис
сценарий: Бэрри Леви
продюсер: Рикардо Дел Рио, Андреа Джаннетти, Каллум Грин, ...
оператор: Амир М. Мокри
композитор: Этли Орварссон
жанр: боевик, триллер, драма
бюджет: $40 000 000
сборы в России: $2 279 323
сборы в США: $72 266 306
сборы в мире: $77 523 552
премьера (мир): 13 февраля 2008
премьера (РФ): 28 февраля 2008, «BVSPR»
рейтинг MPAA: PG-13
время: 90 мин
Есть
такое забавное слово: «остроумный». Удивительное слово. Вот и не
скажешь, что это, например, мудрый. Мудрый — это опыт, седая борода,
неспешность речи… Причём тут остроумный? Но ведь это и не изощрённый,
верно? Изощрённый — что-то от эпохи возрождения — павлиньи перья,
изысканные орнаменты… Короче, помпезность. Но не остроумие. А что же
такое «остроумный»? Фильм Питера Трэвиса «Точка обстрела».
Сразу
скажу, понять этот фильм с одного просмотра очень непросто. Даже со
второго — не факт. Что сразу делает сомнительным его просмотр в
кинотеатре. Зато если вы решитесь на это в комфортных домашних условиях
— удовольствие вам гарантировано. Кстати, вы кроссворды любите?
Фильм
с примитивным сюжетом сегодня не редкость. Да это просто норма! Но даже
в этих реалиях, по тривиальности фабулы, «Точка обстрела» бьёт все
рекорды: на президента Соединенных Штатов во время его очередного
явления в роли «лидера свободного мира» на конференции по борьбе с
терроризмом в испанском городе Саламанка совершенно покушение. Вполне
результативно — два попадания в грудную клетку. Всё. И чего тут,
скажите, переживать: в первый раз, что ли? Так мало этого, такую вот
немудрящую историю вам расскажут почти без изменений целых пять раз! Вы
уже готовы заснуть? Не спешите.
Композиция
фильма — это один сплошной флэшбэк. Не новость в кино, хотя и не
распространённый случай. Из самого удачного — «Расемон» Куросавы,
«Назад в будущее» Земекиса и недавнее «Дежавю» Тони Скотта. В одном —
философия личной правды, в другом — изящная игра с
причинно-следственной связью, в третьем — ретроскопический детектив и
даже ретроскопические погони. А в фильме Тревиса мы видим синтез всего
сразу.
Итак — сюжет один, а историй мы наблюдаем сразу пять.
Одно и то же событие нам рассказывают с пяти точек зрения, чтобы
убедить: никакая правда не бывает окончательной. Не личной даже, как у
Куросавы, а именно окончательной. Сначала мы видим всё произошедшее
глазами репортёра — Сигурни Уивер. Затем руководителя охраны президента
— Дениса Куэйда. Потом американского туриста — Фореста Уитакера.
Наконец самого президента — Уильяма Хёрта. А ещё есть точки зрения
испанского полицейского и террористов. Если вы уверены, что это
террористы. Чем отличаются эти истории? Деталями? Конечно. Но это не
главное. Главное, что они отличаются финалами. И там, где для
журналистов всё уже закончилось — взрыв в толпе зрителей, для авторов
теракта всё только начинается.
Главная
мысль фильма очень проста: история никогда не останавливается. А её
суть зависит от выбранной точки завершения истории. К примеру, в мае
45-го года Вторая мировая закончилась победой СССР. А что произошло в
августе 91-го?
Такой же фокус мы наблюдаем в ленте Трэвиса.
Финала в фильме вообще нет, он открыт. С нашей обывательской точки
зрения, ведь именно турист Уитакер завершает картину облегчённым
ответом на тревожный звонок матери: «С тобой всё в порядке? Новости
сообщили что…» — «Нет, нет мама, тут произошли ужасные вещи, но со мной
всё в порядке» — так вот, с нашей точки зрения всё завершается тогда,
когда заканчиваются сюжеты в новостных программах. Но с точки зрения
будущих историков, именно в этот момент всё только начинается. Не
думаете же вы, что всё закончилось арестом Гаврилы Принципа?

Сложно
сконструированный сюжет фильма «Точка обстрела» вызывает множество
аналогий — лего, конструктор, вложенные друг в друга матрёшки… И все
они будут верны — режиссёр на ваших глазах конструирует совершенно
непохожие реальности, добавляя штрих за штрихом к уже хорошо известной
действительности. Но лучшей аналогией будут знаменитый шрековский лук —
слой за слоем мы открываем для себя истину, и она от лукаво синей
превращается в хрустяще белую и по-прежнему очень обманчивую.
Конечно, остаётся главный вопрос: зрелищность фильма. Да, это, к сожалению, не бешеный драйв, и главная проблема тут актёры.
Фанаты
Сигурни Уивер могут не беспокоиться, и не толпиться в кассах —
очередной свадебный генерал, которых в карьере актрисы в последнее
время так много. Похоже, от лейтенанта Рипли мало что осталось.
Денис
Куэйд — органичен, к месту, и всё делает правильно. Но проходить
полтора часа с одним и тем же хмурым выражением лица — невеликий
актёрский подвиг. Может, охранники и в самом деле таковы, но харизмы
роли это не добавляет.
Зато Форест Уитакер … джармушевский
пёс-самурай ещё раз доказал, что готов вдохнуть жизнь в любую роль.
Второстепенный персонаж превращается в главного: парой взглядов, чуть
растерянными движениями рук и умением молчать там, где слов и не нужно.
А это не каждому актёру под силу.
А теперь добавьте сюда
финальную погоню, вполне на уровне «Ультиматума Борна» (а это известный
нынче эталон), и картина станет полной. А полнота картины и есть
главный критерий истины. Осталось только выбрать подходящий финал — и
фильм состоялся. Только не ошибитесь с выбором.
Скачать фильм: Точка обстрела в DvD качестве.